Диалектика «Банановой республики»

Банановой республикой я называю свою малую родину не потому, что не люблю её или у меня к ней уничижительное отношение. Нет. Так эти земли называют власть имущие, вертят как хотят и, сменяя друг дружку, рвут как лоскутное одеяло. «Банановая республика» — это нарицательный термин, который иллюстрирует текущее положение дел на данной территории. А на самом деле речь пойдёт о Донбассе — прекрасном крае — и его столице Донецке (ранее Сталино).

С тех пор как в 2014 году произошли известные события, время тут как будто притормозило, а где-то и вовсе остановилось. Издержки подобной стагнации, думаю, всем известны, но это, как ни странно, имело и свои плюсы. Поясню на примерах.

Образование. Мои дети учатся в школе во 2-м и 6-м классах, поэтому ситуацию наблюдаю изнутри. Образовательные реформы 2013–2014 годов, которые агрессивно набирали обороты как в Украине, так и в России, нас, благодаря изоляции, обошли стороной на первом этапе. А именно: не было оптимизаций школ и сокращения педагогического состава. В то время как сегодня это проблема номер один. Да, некоторые школы ремонтируются, но их в целом становится меньше. Зарплаты у учителей выросли самую малость. А самих учителей в прежнем количестве, как оказалось, больше не требуется.

Проблема номер два — тотальная бюрократизация образовательного процесса. Сейчас, как в «континентальной» России, так и в «свободной» Украине, учителя измучены бесконечными отчётами, канцелярской и прочей волокитой. Чего опять-таки здесь не было раньше, так как жизнь продолжала течь по старым стандартам, которые ещё сохраняли инерцию советского периода (но не более того).

Третий аспект — цифровизация (куда же без неё). Раньше было всё просто: дневники, учебники, допматериалы в виде распечаток. Теперь новые требования. Сферум — это наше всё (не буду заострять внимание на том, как «хорошо» он работает, все и так это знают не хуже меня). С замиранием сердца нынче ждём, когда объявят, что без национального мессенджера MAX дальнейшее обучение невозможно, «всем срочно установить!».

Вишенка на торте – это «уроки о важном». Ирония в том, что «украинской пропаганды» мы якобы избежали, но теперь слушаем свою, российскую, с теми же пафосными интонациями – замена одной формы идеологической «накачки» на другую.

И ещё… Как было хорошо (я это застал, правда, недолго), когда можно было зайти в школу, подняться в класс, найти любого преподавателя, поговорить с ним и т. д. Теперь двери заперты на умный замок, две линии обороны, охранник, проверка документов, осмотр вещей и прочее. И раз в неделю, а бывает и два, то учения, то эвакуация (кто-то сообщает о минировании школы, и так весь год). Конечно, я всё понимаю, безопасность – это нужно и важно. Но нас продолжают убеждать, что «зато не как в 90-е», что «у нас самая безопасная страна, посмотри, что у других», и всё в таком духе. Но реальность – штука упрямая.

Медицина. Оптимизация и бюрократизация. Причём в ещё более агрессивном виде и ускоренном темпе, чем раньше. Казалось бы, запись – штука хорошая: не должно быть этих бесконечных очередей и толкучки. А в итоге попасть на приём стало сложнее. Очереди не искоренили, только люди ожидают в них приёма с заранее забронированным временем, спрашивают не «кто последний», а «в какое время запись». «А, вы на 10? О-о, уже начало 12-го» и т. п.

Идеология. Истинная суть событий 2014-го стала ясна не сразу. Многие сравнивали те события с гражданской войной в Испании. На улицах, в транспорте часто можно было встретить людей самых разных национальностей, приехавших добровольцами: кубинцев, африканцев, американцев, сербов и т. д. Символика на их одежде пестрела левой атрибутикой, а свои взгляды эти люди обозначали как коммунистические, что бы это ни значило для каждого из них. Риторика политиков тоже вначале была вроде бы левой, но со временем всё правела и правела.

Минусы консервации на некоторое время проявили свои плюсы, по крайней мере в некоторых областях общественной жизни. Да и то… Плюсы — это, конечно, лишь в сравнении. Понятно, что в долгую это всё равно скатилось бы на дно и оскотинилось. Предпосылок для иного, к сожалению, не было, хотя многие тогда (и я в их числе) верили в чудо.

Теперь мы стали полноценным членом большой и дружной семьи под названием «Буржуазная Россия» и активно наверстываем упущенное. Зато на улицах нашего города не встретишь ни бандеровцев, ни азовцев. Хотя всё чаще (чего невозможно было ранее себе представить в ДНР) я вижу татуировки с изображением «чёрного солнца», не говоря уже о коловратах самых разнообразных форм и прочих рунах. Но я себя успокаиваю тем, что это викинги, а не то, что может показаться на первый взгляд, ведь, как известно, у русских есть прививка от всякого рода гадостей. Согласен, шутка «бородатая», но для этих мест, заявленных как «авангард борьбы с фашизмом», это как-то по-особому дико.

Такова диалектика Донбасса. От стагнации в результате создания независимых республик, что в то же время дало глоток свежего воздуха от чуждых и пагубных реформ, до нынешнего состояния. Несмотря на те кратковременные плюсы (о минусах того периода и так написано немало), это история не разрешения противоречий, а их мучительного нагнетания, где каждый шаг вперёд оборачивается новыми, подчас более страшными, вопросами. А значит, выход из этого противоречия нужно искать в чём-то другом. И рано или поздно общество придёт к этому, достав из-под руин некогда цветущего края какой-нибудь забытый томик бессмертного классика.


Больше на Платформе

Подпишитесь, чтобы получать последние записи по электронной почте.

Оставьте комментарий

Популярные