Становление современных классов
Автор статьи: Марат Беляев (коллектив «Портрет Человека»)
Так как в современном обществе существуют разногласия по поводу определения классов и рабочего класса в частности, нам необходимо не только дать определение рабочего класса и буржуазии, но и выяснить фундаментальные основы деления общества на классы.
По разным оценкам, в зависимости от мнения конкретного антрополога, человечество в его нынешнем виде существует от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч лет. На ютуб канале ScienceVideoLab есть дебаты Судариковой с Дробышевским по этому поводу. Судя по различным морфологическим признакам, в том числе по строению черепов, версия о трёх-четырёх десятках тысяч лет существования хомо сапиенса кажется наиболее правдоподобной. Сути дела для нас этот вопрос не меняет, мы с уверенностью можем констатировать, что большую часть своего существования, вплоть до последних трёх-пяти тысяч лет, человечество жило в обществе, базировавшемся на натуральном хозяйстве, где каждый член группы делал вклад в благосостояние всего рода или племени, тем самым внося лепту в своё личное благополучие путём получения пропорционального ответа от своих собратьев.
В борьбе с природой у человечества не было иного выхода, кроме как совместно трудиться, преодолевая стихию и голод. В целях совершенствования процесса добычи еды человек вынужден был совершенствовать и орудия, используемые для её добывания. Со временем начало развиваться примитивное сельское хозяйство. Орудия труда становились настолько совершенными, что каждый человек, использующий их в труде, был способен производить больше продуктов, чем нужно для его выживания.
С тех самых пор «история существовавших обществ становится историей борьбы классов», историей, где трудящийся человек, непосредственно производящий продукт, вынужден безвозмездно передавать определённую долю этого продукта другому человеку, не трудящемуся и не производящему ничего. Причины и механизмы такой передачи могли быть различными, например, силовое порабощение человека и принуждение раба трудиться на хозяина за миску супа; работа крестьянина на барина в силу отсутствия собственной земли и насильственного прикрепления к определённой территории, а соответственно, и к её владельцу; или вынужденный труд современного наёмного работника на капиталиста в силу отсутствия средств производства жизненных благ у большинства населения. При всех вышеперечисленных различиях есть и нечто общее: трудится один человек, а живёт и богатеет за счёт его труда другой, труд одного безвозмездно уходит в пользу другого, идёт процесс эксплуатации человека человеком.
При пристальном рассмотрении процесса эксплуатации мы увидим деление общества на два противоположных по своим интересам класса. Один класс заинтересован в обращении своего труда в свою пользу, другой – в максимальном расширении доли прибавочного труда, то есть труда, безвозмездно передаваемого рабовладельцу, помещику или капиталисту. Упрощённо можно сказать так: в силу определённых причин одна (небольшая) часть общества владеет орудиями, нужными для производства жизненных благ, а другая (большая) часть общества этими орудиями не владеет; одна (небольшая) часть общества владеет предметами, на которые нужно воздействовать орудиями труда для создания жизненных благ, то есть землёй, недрами и так далее, а другая (большая) часть общества этими предметами не владеет. То есть одни владеют средствами производства, другие – нет. Отсюда и вытекает деление общества на классы.
Ленин в своей работе «Великий почин» дал следующее определение классов:
«Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определённой системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы – это такие группы людей, из которых одна может присваивать труд другой благодаря различию их места в определённом укладе общественного хозяйства».
В этом довольно сжатом определении показано, что в определённые моменты истории существует большая группа людей, которая своим трудом создает всё общественное богатство, наравне с этой группой существует и другая, которая благодаря своему положению в данном обществе безвозмездно присваивает себе часть богатств, созданных трудом первой группы. Эти группы людей ведут непрерывную борьбу друг с другом за увеличение получаемой ими доли общественного богатства – это и есть борьба классов.
В эксплуататорских обществах для подчинения одних людей другим господствующему классу всегда приходится комплектовать армию наёмных пособников для эксплуатации трудящихся: военных, чиновников, попов, различных пропагандистов, учёных, инженеров и других. Зачастую эти люди призваны обеспечить продолжение эксплуатации трудящихся в соответствии с требованиями господствующего класса и духом времени. Разумеется, господствующий класс вынужден содержать все эти промежуточные слои нашего общества, жалуя им определённую долю общественного богатства, созданного трудящимися, за их вклад в укрепление, а зачастую и усиление эксплуатации подчинённого класса.
В соответствии с вышеописанным взглядом на устройство общества попробуем поглубже разобраться в современной нам капиталистической формации и дать экономическую анатомию классов.
Класс буржуазии – это класс современных собственников средств производства, применяющих наёмный труд, или, говоря словами Маршака, владельцы заводов, газет и пароходов. Класс буржуазии рождается в недрах феодального общества, когда ещё крепка монархия, когда отношения между людьми складываются в соответствии с их сословным делением, то есть в недрах отношений холопа и барина.
Новорождённая слабая буржуазия, олицетворяющая, в основном, торговый капитал, была подчинена и ограничена феодальными порядками; но по мере накопления капиталов, по мере вливания этих капиталов в промышленность буржуазия крепнет, рамки сословных отношений становятся всё более тесными. С открытием новых рынков в Азии и Америке, предъявляющих повышенный спрос на товары европейских производителей, торговая буржуазия всё больше вовлекалась в производство. Ограничения цеховых правил и зависимые от своих помещиков крестьяне становились большой помехой на пути возрастания капитала. Буржуазия по мере накопления сил вынужденно ломала старые порядки путём освобождения себя и крестьянства от феодальной зависимости; взяв на вооружение современную науку и революционную философию, класс капиталистов снёс религиозное мировоззрение на обочину дороги. Важной стала свобода, любая свобода, обеспечивающая и развивающая главную свободу – свободу торговли.
Однако, освободив массы населения от крепостной зависимости, феодальных порядков и религиозного мировоззрения, буржуазия вовсе не освободила трудящихся в подлинном смысле этого слова. Наравне с вышеуказанным освобождением буржуазия «освободила» людей и от средств производства, то есть лишила народ земли и основных орудий труда, экспроприировала основную массу населения, создала такие условия, при которых человек лишился всех возможностей прокормить себя за исключением возможности наниматься рабочим к капиталисту. Если раньше основная масса населения (крестьянство) худо-бедно существовала за счёт обработки своего клочка земли, то теперь нет иного выхода, кроме как продать себя на время тому или иному собственнику средств производства.
По мере превращения крестьянских масс в наёмных работников формировался и креп класс пролетариев, класс современных рабочих, которые, будучи лишены своих собственных средств производства, вынуждены были продавать свою рабочую силу. Класс пролетариев развивался пропорционально увеличению капиталов. Чем больше орудий труда и материалов вовлекалось в производство, тем больше нужно было рабочих рук, чтобы превратить сырьё в товар; а чтобы работать развитыми орудиями труда, необходима и соразмерная развитость самого пролетария.
Рабочая сила почти ничем не отличается от всех остальных видов товаров, таких как хлеб, одежда, жильё и прочее; в силу этого цена на рабочую силу (или зарплата рабочего), точно так же, как и цены на все остальные товары, подвержена законам конкуренции, кризисов и так далее, при которых, по мере необходимости, рабочая сила беспощадно выбрасывается за пределы завода или используется за копеечную оплату. Но одно отличие от всех остальных товаров всё же есть, это отличие обеспечивает фундаментальную основу невозможности существования класса буржуазии без рабочего класса. Все товары обмениваются в соответствии со своей стоимостью, то есть затратами труда на их производство. Отличие товара «рабочая сила» заключается в следующем: получая по своей стоимости, то есть в соответствии с определённым жизненным уровнем, необходимым для поддержания жизни и работоспособности человека, пролетарий способен производить гораздо больше, чем потребляет сам. То есть стоимость рабочей силы всегда ниже трудового вклада рабочего в создание разнообразных товаров, в создание богатств всего общества.
Рабочий всегда вынужден работать больше, чем необходимо для удовлетворения его собственных потребностей. В течение всего рабочего дня он создаёт определённое количество товаров; часть из них идёт на компенсацию его заработной платы, часть – на компенсацию остальных капитальных затрат в виде станков, сырья и прочего, а третья часть – это товары, созданные сверх необходимости рабочего, эту третью часть и забирает себе капиталист, присваивает прибавочную стоимость.
За присвоение меньшей или большей прибавочной стоимости разворачивается борьба между пролетариатом и буржуазией. Буржуазия экономическими и политическими, а иногда и насильственными средствами пытается снизить долю рабочего в произведённых товарах и увеличить долю прибавочной стоимости, тем самым заставляя рабочего всё меньше работать на свою зарплату и всё больше – на прибыль капиталиста. Рабочий класс вынужден противопоставлять этим ударам капитала свою сплочённость и организованность, выступать как единое целое, чтобы удержать или улучшить свой прожиточный уровень.
Противоположность интересов буржуазии и пролетариата в общественном производстве выражает собой противоречие общественного развития. Основной закон капитализма – закон прибавочной стоимости – и, в особенности, его современная интерпретация в виде закона максимальной прибыли вступает в противоречие с природой развития общества. Человечество в состоянии производить достаточное количество разнообразных продуктов для удовлетворения основных потребностей всего общества. Однако наравне с технологическими и научными возможностями современного производства, достаточное количество продуктов произведено не будет потому, что есть довольно большие массы людей, которые не в состоянии купить себе нужные продукты, хотя и нуждаются в них. Их заработных плат зачастую не хватает даже для удовлетворения насущных потребностей. В современном мире существует прямое уничтожение различных товаров при том, что нужда в этих товарах становится вопросом жизни и смерти для некоторых людей. Таким образом, на пути технологического прогресса и обеспечения благосостояния всего общества стоят основные законы и противоречия капитализма.
Как и прежде, когда зародилось новое капиталистическое общество, с неизбежностью вступившее в противоречие со старым феодальным, современный мир стоит на пороге революционных изменений. Буржуазия попала в такой же капкан истории, в какой буквально несколько столетий назад поймала помещиков. Порядки капиталистического мира становятся слишком тесны для масштабно развивающихся науки и техники, развивающегося человечества. Противоположный буржуазии класс – класс пролетариев – уже десятилетия находится на необходимом для революционного преобразования общества уровне развития. Законы природы и общества сделали своё дело, и остался последний шаг. Этот шаг должен выполнить осознавший себя как «класс для себя» класс пролетариев. Организовавшись и вооружившись передовой теорией, пролетариат способен разорвать рамки буржуазных производственных отношений, преодолеть вековую частную собственность и эксплуатацию человека человеком. В отличие от всех революционных классов прошлого, пролетариат не способен освободить себя, не освобождая всех остальных трудящихся и служащих от гнёта капитала. Рабочий класс не может улучшить своего материального положения и уровня духовного развития, не улучшая их для всех трудящихся. Улучшить свою жизнь рабочий может лишь через улучшение жизни всех остальных, таких как медик, учитель, инженер или учёный. Буржуазия создала оружие и человека, который поднимает это оружие против неё. Буржуазия не может существовать без рабочего класса, рабочий класс же, наоборот, начнёт свою подлинную историю лишь тогда, когда ликвидирует не только буржуазию, но и само разделение нашего общества на политико-экономические классы, когда все предпосылки и условия политического и экономического неравенства людей будут уничтожены.




Оставьте комментарий