Мелкая буржуазия: капиталист и работник в одном лице

Мелкая буржуазия как переходное состояние от пролетария к капиталисту и наоборот

Переход в класс капиталистов обусловлен тем, что собственный труд становится второстепенным источником дохода по сравнению с присваиваемым чужим неоплаченным трудом (с появлением эксплуатации по отношению к другим). Переход на положение пролетария происходит в тех случаях, когда работа в качестве наёмного работника становится основным источником существования (сам мелкий буржуа эксплуатируется крупным капиталистом).

В отличие от пролетариев, мелкие буржуа, даже находясь в стеснённых обстоятельствах, обладают частной собственностью в виде средств производства. Эта собственность, пусть даже если она будет незначительной, например, мастерская и инструменты, служит для них основным источником дохода. Если в собственности у пролетария появятся вещи, являющиеся потенциальными средствами производства, но при этом наёмный труд останется основным источником его существования, то это лишь создаст возможность для его перехода из класса пролетариата в класс мелкой буржуазии и ничего более.

«Мелкий буржуа в одно и то же время собственник и труженик. Как труженик он сочувствует рабочему классу и во многом солидарен с ним в борьбе за лучшую жизнь. <…> Но как собственник он завидует положению и богатству буржуа, стремится и мечтает выбиться в привилегированное меньшинство» [1, с. 344].

Классовая принадлежность мелкого буржуа определяется и тем, что он выступает на капиталистическом рынке не как продавец своей рабочей силы, а как продавец произведённых им товаров и услуг.

Бытует мнение, что подавляющее большинство мелких предприятий в развитых капиталистических странах сосредоточено в сфере розничной торговли и услуг; мелкие предприятия находятся в финансовой и коммерческой зависимости от крупных фирм, сохраняя лишь призрачную самостоятельность. Мнение отчасти верное. Действительно, мелкая буржуазия более всего сосредоточена в розничной торговле и услугах, но означает ли это, что мелкие предприятия сохранили лишь призрачную самостоятельность? Категорически нет. Как было указано ранее, мелкий буржуа лишь тот, для кого работа в качестве наёмного работника является второстепенной по отношению к его собственному товаропроизводству.

Различные механизмы сокрытия реальной формы занятости работника – ширма для утаивания масштабов эксплуатации, наглый подлог и плевок в лицо всему рабочему классу. Договоры оказания различного рода услуг, ГПХ, сотрудничество через ИП – вот некоторые из многих способов затушевать реальность, а также наглейшим образом скинуть ответственность за уплату налогов, социальных взносов и иных платежей с плеч капитала на трудящегося.

Тем не менее, несмотря на всё вышесказанное, действительные мелкие буржуа хоть и могут оказывать услуги крупному капиталу, но не впадают от него в полную зависимость, когда потери крупного капитала приводят к неизбежному обнищанию. Также, иногда, мелкая буржуазия вступает с капиталистами в неравную конкурентную борьбу.

Следует рассмотреть конкретно. Два человека работают в частном извозе на своём собственном автомобиле. Первый работает через агрегатор («Яндекс.Такси», «СитиМобил» и другие) по договору ГПХ или в качестве ИП; второй выставляет свои услуги на площадках типа «Авито», «Профи.ру» и иных, где выходит на рынок со своей услугой. Первый хоть и владеет частной собственностью на средства производства в виде автомобиля, но не распоряжается своей услугой – у него нет права назначать свою цену, ведь он всё ещё остаётся наёмным рабочим, продающим свою рабочую силу, а товар как полезное действие труда (услугу) продаёт агрегатор. Второй извозчик пытается конкурировать с крупными агрегаторами-монополистами, ведь на рынок он вышел как продавец произведённых им товаров (услуг), что делает его мелким буржуа. Такой же пример мы можем найти и в иных сферах, таких как IT, бухгалтерское дело, юриспруденция и прочее.

Двойственный характер мелкой буржуазии

Промежуточное положение класса мелкой буржуазии неизбежно влечёт за собой особенности, характерные только для него. Одной из них является непринадлежность ни к категории производительных рабочих, ни к категории непроизводительных работников, хотя они и есть создатели этих самых товаров или услуг. Обусловлено это тем, что они являются товаропроизводителями, производство которых не подчинено капиталистическому способу производства, ведь в условиях капитализма они выступают и как капиталисты, и как рабочие, то есть не соответствуют тенденции разъединения капитала и труда.

Здесь-то и начинает развёртываться вся глубина этого класса, выраженная в борьбе и единстве противоположностей, в борьбе и единстве их как буржуа и как рабочего; происходит раздвоение на как будто абсолютно противоречивые и не связанные между собой противоположности. В качестве владельца средств производства мелкий буржуа является капиталистом, в качестве работника – своим собственным наёмным рабочим. Ведь рабочий на то и рабочий, что при капитализме вынужден трудиться на кого-то, продавая свой труд. Кому же такой рабочий, работающий сам на себя, может продать свою способность к труду? Самому себе. Так же как и капиталист обязан нанимать пролетария для присвоения его труда. Чей же труд присвоит такой капиталист, наёмным работником которого является он сам? Свой собственный труд.

«Он, таким образом, как капиталист уплачивает самому себе заработную плату и извлекает прибыль из своего капитала, то есть эксплуатирует себя самого как наёмного рабочего и, в виде прибавочной стоимости, платит себе самому ту дань, которую труд вынужден отдавать капиталу» [2, с. 417-418].

«Предметы труда и средства труда составляют средства производства. Средства производства сами по себе, вне соединения с рабочей силой, представляют лишь груду мёртвых вещей. Для того чтобы мог начаться процесс труда, рабочая сила должна соединиться с орудиями производства» [5, с. 3].

Для капиталиста, в чьей собственности находятся эти средства производства, они есть капитал.

«Монополизированные определённой частью общества средства производства, обособившиеся по отношению к живой рабочей силе продукты и условия приведения в действие самой этой рабочей силы, – вот что в силу этой противоположности персонифицируется в капитале» [3, с. 828].

Иными словами, средства производства становятся капиталом лишь постольку, поскольку они, обособившись, выступают против труда как самостоятельная сила. В случае с мелкой буржуазией «производитель-работник» является владельцем своих средств производства, их собственником и пользователем.

«Стало быть, они – не капитал, и работник ни в какой мере не противостоит им как наёмный рабочий. Тем не менее они рассматриваются как капитал, а сам работник раздваивается, – выходит, что он в качестве капиталиста нанимает самого себя как рабочего» [2, с. 418].

Может показаться, что такое рассмотрение является каким-то неверным, запутанным, если не сказать иррациональным. Тем не менее оно выражает действительность. Не из ниоткуда появилось утверждение, что мелкий буржуа может стать как капиталистом, так и рабочим, но чем диктуется этот механизм? Тут для лучшего понимания вновь обратимся к примерам.

Возьмём три варианта развития событий:

  1. Мелкий буржуа, тенденция к капиталисту.
    В качестве капиталиста мелкий буржуй стремится к максимизации прибыли. Делает он это через всё большую эксплуатацию или же путём дополнительных наценок на свой товар – не имеет значения. С ростом капитала и его экспансивных интересов капиталист в мелком буржуа займёт доминирующую роль, начнёт привлекать к труду наёмных рабочих, эксплуатируя вместо себя уже их. Так мелкий буржуй окончательно перейдёт в класс буржуазии.

  2. Мелкий буржуа, тенденция к рабочему.
    Если рабочий в мелком буржуа начнёт занимать доминирующее положение и выступит против своей капиталистической сущности, то неизбежно будет оставлять при себе весь объём вложенного труда. В качестве рабочего мелкий буржуа будет улучшать свои условия труда и быта, не вкладывая средства в расширение своего предприятия по морально-этическим соображениям (ведь он не хочет быть эксплуататором) или ввиду своей недальновидности как капиталиста. Неминуемо капиталист, с которым рабочий вступил во внутреннюю борьбу, будет разоряться, от чего мелкий буржуа с неизбежностью перейдёт в рабочий класс.

  3. Мелкий буржуа, мнимое равновесие.
    Данный пункт хоть и маловероятный, ведь фиксирует мелкого буржуа в одном и том же статусе, что противоречит закону о движении всего сущего, тем не менее должен быть исследован. Если мелкий буржуа найдёт баланс между двумя противоборствующими сторонами, он всё с той же неизбежностью, что и в пункте выше, постепенно начнёт свой путь к классу рабочих. Ведь окружающий мир не стоит на месте: растёт нагрузка на бизнес, ужесточается конкуренция, средний и крупный капитал вытесняют мелкий и прочее. В таком состоянии балансирующего канатоходца его сметёт ураган капиталистических противоречий, низводя до состояния пролетариата, а то и люмпена.

Такова тенденция развития класса мелкой буржуазии в той общественно-экономической формации, при которой мы с вами живём, где преобладает капиталистический способ производства.

Список литературы:

1. Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Т. 32. М.: Политиздат, 1969. 605 с.

2. Маркс К. Энгельс Ф. Собрание сочинений. Т. 26, ч. 1. М.: Политиздат, 1962. 475 с.

3. Маркс К. Капитал. Т. 3. М.: Политиздат. 1951. 932 с.

4. Надель С. Н. Мелкая буржуазия // Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс] URL: https://gufo.me/dict/bse/Мелкая_буржуазия (дата обращения: 01.05.2025)

5. Островитянов К. В. Политическая экономия. М.: Политиздат, 1954. 455 с.


Больше на Платформе

Подпишитесь, чтобы получать последние записи по электронной почте.

Оставьте комментарий

Популярные